Как сообщает издание The New York Times, на фоне массовых протестов в Иране местные власти продолжают ограничивать доступ к социальным сетям, которые стали ключевым источником информации для антиправительственных демонстрантов.
Мессенджер Telegram, широко используемый в Иране, заблокирован с 31 декабря. В то же время, по словам ИБ-экспертов, ведущих мониторинг интернет-активности в Иране, доступ к Сети время от времени отключали в нескольких городах, охваченных протестами. Доступ к другим социальным платформам – например, Instagram – также был нестабильным.
Социальные сети и мессенджеры стали важными инструментами для антиправительственных демонстрантов по всему миру, используемыми для организации и доставки сообщений другим гражданам. Неудивительно, что ограничение доступа к такой технологии стало настолько же важным для правительства, как и физическое присутствие полиции.
Многие социальные сети, как и ряд продуктов, поддерживающих шифровку интернет-коммуникаций, уже на протяжении долгого времени являются недоступными в Иране. Facebook и Twitter заблокированы с 2009 года, хотя многие иранцы все же нашли способы пользоваться ими. Даже сам президент Ирана Хасан Рухани открыл аккаунт в Facebook. В то же время, мессенджеры типа Telegram, имеющие поддержку шифрования, получили широкое распространение в стране.
Когда иранцы вышли на акции протеста в 2009 году, около миллиона человек имело при себе смартфоны. Сегодня этот показатель составляет 48 миллионов человек, что превышает половину населения страны.
По словам эксперта по Ближнему Востоку Холли Дэгрес, для иранцев крайне важно иметь не просто смартфон, а новейший и самый лучший смартфон. Также Дэгрес отмечает, что ни одно приложение не является настолько популярным среди иранцев, как Telegram. Всего в Иране насчитывается от 40 до 46 миллионов Telegram-аккаунтов.
Как утверждает эксперт, Telegram используется властями страны, в том числе президентом и членами парламента. Иранцы используют мессенджер, чтобы продать одежду или найти доктора, но в течении последних семи дней Telegram стал ключевым источником информации о протестах.
31 декабря Павел Дуров сообщил, что в адрес Telegram со стороны иранских властей поступали призывы закрыть доступ к каналам, «призывавшим к насилию во время протестов». Основатель Telegram подчеркнул, что компания отказалась отключить каналы, «принадлежащие мирным иранским протестующим».
Дуров заявил, что пока что неясно, носит ли блокировка Telegram временный или постоянный характер. В свою очередь, министр внутренних дел Ирана назвал социальные сети «источником насилия и страха».