В России вступает в силу новый закон о персональных данных

Некоторые компании уже сообщили о том, что готовы выполнять новое законодательство. В свою очередь американскими компаниями Google, Facebook и Apple пока не сделано каких-либо заявлений относительно соблюдения закона, который будет действовать с 1 сентября.

Российские и зарубежные компании, вероятно, растянут выполнение положений законодательства РФ о локализации персональных данных россиян на большой промежуток времени, хотя выделенный на это срок уже подошел к концу.

Как передает «Интерфакс», во вторник начинает свое действие обновленный закон «О персональных данных», согласно которому все компании, работающие с российскими пользователями, обязаны записывать, систематизировать, накапливать, хранить, уточнять персональные данные российских граждан, используя базы данных, размещенные на территории Российской Федерации.

В законе было изменено само определение персональных данных. Сейчас это уже не только имя и фамилия, адрес и год рождения, а любые сведения, которые имеют отношение к определяемому ими физическому лицу.

Роскомнадзор будет контролировать соблюдение этих норм. Эта федеральная служба создаст реестр нарушителей законодательства о персональных данных и будет блокировать работу сайтов тех организаций, которые войдут в этот реестр. Включать компанию в реестр будут по решению суда. Кроме того, компании-нарушителю может быть предъявлен штраф в размере до 300 000 рублей.

По словам руководителя Роскомнадзора Александра Жарова, нормы закона не будут относиться к визовой поддержке, реализации авиабилетов, работе средств массовой информации и судебных учреждений. Передача данных российских граждан законом также разрешается, но хранить их следует на территории России.

В конце июля Российская ассоциация электронных коммуникаций провела социологическое исследование, в ходе которого были опрошены 40 Интернет-компаний. По результатам исследования оказалось, что 54% компаний в полной мере подготовились к выполнению положений закона о локализации персональных данных. Еще 27% респондентов рассказали о том, что, возможно, не полностью готовы к моменту вступления закона в силу, а 19% ответили, что не готовы вовсе.

Заслуживает внимания реакция зарубежных компаний. Они не критиковали новый закон и проводили встречи с представителями Роскомнадзора. Но итоги этих встреч, как и проведение подготовительной работы по переносу данных, ими не были никак прокомментированы. В то же время в средствах массовой информации появлялись сообщения о том, что к перемещению данных в Россию приступили Aliexpress, Booking.com, Ebay, Lenovo, PayPal, Samsung, Uber. Однако, по информации источника на рынке, некоторые из перечисленных выше компаний не приняли конкретных решений ни по срокам перемещения персональных данных, ни по объему переносимых данных и даже не выделили бюджеты на данное мероприятие.

Такие иностранные компании, как Apple, Facebook и Google, не переносят и, видимо, не собираются переносить персональные данные россиян. В Google, несмотря на несколько встреч с руководством Роскомнадзора, все еще думают, как будут выполнять закон. Представители Facebook один раз обсудили данный вопрос с Роскомнадзором в конце августа, но итоги встречи не были прокомментированы ни компанией, ни федеральной службой.