Российский Oculus будет использовать ИИ для сканирования сайтов на наличие запрещенной информации

 

Российский орган по надзору за интернетом Роскомнадзор разрабатывает нейронную сеть, которая будет использовать искусственный интеллект для сканирования веб-сайтов на наличие запрещенной информации.

Автоматический сканер под названием «Oculus» будет анализировать URL-адреса, изображения, видео и чаты на веб-сайтах, форумах, в социальных сетях и даже каналах чатов/мессенджеров, чтобы найти материалы, которые следует отредактировать или удалить.

Примеры информации, на которую ориентируется Oculus, включают «пропаганду» гомосексуализма, инструкции по производству оружия или наркотиков, а также дезинформацию, дискредитирующую официальные государственные и армейские источники.

Также система будет искать призывы к массовым протестам, выражения неуважения к государству и даже «признаки» экстремизма и терроризма.

Производительность Oculus по сканированию в режиме реального времени составит 200 000 изображений в сутки, или около 2,3 изображений в секунду, для чего вендор ООО «РДЦ Эксикюшн» будет использовать 48 серверов с мощными графическими процессорами.

Oculus будет интегрирован в Unified Analysis Module, сеть систем мониторинга, которая в настоящее время находится в стадии разработки, с целью дать правительству жесткий контроль над контролем потока информации.

По данным «Коммерсанта», который ознакомился с условиями контракта, Oculus должен быть завершен к 12 декабря 2022 года и обойдется России в 57,7 млн ​​рублей (965 000 долларов).

Однако специалисты в этой области отмечают, что эта сумма вряд ли покроет затраты на разработку столь амбициозного проекта, и, вероятно, Роскомнадзору придется попутно выделять дополнительные средства.

Более того, обучение алгоритма машинного обучения такой сложной задаче всего за четыре месяца — это очень сжатые сроки, и результат не должен иметь точность обнаружения выше 90%.

Это означает, что в первые месяцы работы Oculus, скорее всего, поднимет много ложных флагов, что может подвергнуть российских интернет-пользователей риску несправедливого судебного преследования.